Бессмертный полк России. Официальный сайт

Герой дня. Николай Гастелло

6 мая отметил бы день рождения Николай Францевич Гастелло — военный лётчик, участник трёх войн, Герой Советского Союза.

Родился Николай в 1907 году, семья его происходит из деревни Плужины под Гродно. Его отец — поляк по национальности Франц Павлович Гастелло, или, вернее — Гастыло, как эту фамилию писали по-белорусски, в 1900 году в поисках лучшей доли перебрался в Москву. Здесь его семейное имя и было записано в документах с ошибкой.

Франц Павлович трудился вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге, стал видным мастеровым, женился на москвичке Анастасии Семёновне Кутузовой — тоже дочери мастерового человека. Мать будущего героя всю жизнь проработала швеей, вырастила сыновей Николая и Виктора — и обоих потеряла во время войны...

Семья Гастелло жила в районе Богородское, в двухэтажном бараке по 3-й Мещанской улице . Желая сыновьям лучшей судьбы, чем путь простого мастерового, в 1915 году отец отдал Николая в 3-е Сокольническом городское мужское училище имени А. С. Пушкина. Это была хорошая школа — ее выпускники нередко становились учителями в этом же учебном заведении и в других школах для народа. Потом — революция, Гражданская война. В 1918 году из-за голода в Москве Николай в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию, но в следующем году вернулся в Москву и в своё училище, где и проучился до 1921 года. Однако дальнейшее образование педагога получать не стал — надо было помогать семье. Потому в 1923 году Николай поступил на работу в столярную мастерскую.

В 1924 году Франц Павлович принял предложение поработать в Муроме на Паровозостроительном заводе имени Ф. Э. Дзержинского. Семья переехала в Муром, где Николай тоже пошел помощником слесаря на этот завод. Работая, Николай доучивался в вечерней школе рабочей молодежи, вступил в Комсомол, а в 1928 году — в партию. Только в 1930 году, когда закончилась трудовая командировка отца, семья вернулась в Москву.

Николай поступил на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го Мая. В 1930–1932 годах Н. Ф. Гастелло жил в посёлке Хлебниково, потом, в мае 1932 по специальному целевому набору призван в Красную Армию. Военкому Николай признался, что хотел бы служить в авиации, и был отправлен на учёбу в авиационную школу лётчиков в город Луганск.

Николай Гастелло

Служа в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в г. Ростов-на-Дону, Николай получил отличную летную практику, и с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолёт Тб-3.

В 1938 году в результате реорганизации части Николай Францевич Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим — заместителем командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в боях на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го ТБАП.

Участвовал Николай и в советско-финской войне, и в операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР в июне — июле 1940 года. Осенью 1940 года его авиационная часть перебазировалась к западным границам, в город Великие Луки, а затем — в авиагородок Боровское под Смоленском.

В 1940 году Н. Ф. Гастелло было присвоено воинское звание капитана. Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолёт Ил-4 (ДБ-3ф), стал командиром эскадрильи.

Ил-4 (ДБ - 3ф)

Едва началась Великая Отечественная война, 24 июня, Николай прямо на аэродроме пережил налет вражеской авиации. Он не ушел с поля в капонир, а сбил один «Юнкерс-88» с земли — из стрелковой кабины не успевшего взлететь самолета.

Крупнокалиберный пулемет в стрелковой кабине Ил-4

А дальше начинается рассказ о подвиге. Официальная версия гласит: 26 июня 1941 года на боевой вылет в район Радошковичи — Молодечно вылетело звено под командованием капитана Н. Ф. Гастелло, состоящее из двух тяжёлых бомбардировщиков ДБ-3Ф. Вторым самолётом управлял старший лейтенант Фёдор Воробьёв, в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас (имена ещё двух членов экипажа Воробьёва не сохранились). Во время атаки скопления немецкой техники самолёт Гастелло был подбит. Согласно рапортам Воробьёва и Рыбаса, горящий самолёт Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Ночью, якобы, крестьяне из близлежащей деревни Декшняны извлекли трупы лётчиков из самолёта и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика.

Наградной лист Николая Гастелло

Вскоре подвиг Гастелло получил широкое освещение в прессе. 5 июля 1941 года в вечерней сводке Советского Информбюро впервые был упомянут подвиг Н. Ф. Гастелло:

«Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя».

На основе сообщения Совинформбюро корреспондентами П. Павленко, П. Крыловым был написан очерк «Капитан Гастелло», который был опубликован в газете «Правда» 10 июля 1941 года.

«На рассвете 6 июля на разных участках фронта лётчики собрались у репродукторов. Говорила московская радиостанция, диктор по голосу был старым знакомым — сразу повеяло домом, Москвой. Передавалась сводка Информбюро. Диктор прочёл краткое сообщение о героическом подвиге капитана Гастелло. Сотни людей — на разных участках фронта — повторили это имя...

Ещё задолго до войны, когда он вместе с отцом работал на одном из московских заводов, о нём говорили: «Куда ни поставь, всюду — пример». Это был человек, упорно воспитывающий себя на трудностях, человек, копивший силы на большое дело. Чувствовалось, Николай Гастелло — стоящий человек.

Когда он стал военным лётчиком, это сразу же подтвердилось. Он не был знаменит, но быстро шёл к известности. В 1939 году он бомбил белофинские военные заводы, мосты и доты, в Бессарабии выбрасывал наши парашютные десанты, чтобы удержать румынских бояр от грабежа страны. С первого же дня Великой Отечественной войны капитан Гастелло во главе своей эскадрильи громил фашистские танковые колонны, разносил в пух и прах военные объекты, в щепу ломал мосты. О капитане Гастелло уже шла слава в лётных частях. Люди воздуха быстро узнают друг друга.

Последний подвиг капитана Гастелло не забудется никогда. 3 июля во главе своей эскадрильи капитан Гастелло сражался в воздухе. Далеко внизу, на земле, тоже шёл бой. Моторизованные части противника прорывались на советскую землю. Огонь нашей артиллерии и авиация сдерживали и останавливали их движение. Ведя свой бой, Гастелло не упускал из виду и бой наземный.

Чёрные пятна танковых скоплений, сгрудившиеся бензиновые цистерны говорили о заминке в боевых действиях врага. И бесстрашный Гастелло продолжал своё дело в воздухе. Но вот снаряд вражеской зенитки разбивает бензиновый бак его самолёта.

Машина в огне. Выхода нет... Что же, так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в постыдный плен?

Нет, это не выход!

И капитан Гастелло не отстёгивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины. Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит он огненный комок своего самолёта. Огонь уже возле лётчика. Но земля близка. Глаза Гастелло, мучимые огнём, ещё видят, опалённые руки твёрды. Умирающий самолёт ещё слушается руки умирающего пилота.

Так вот закончится сейчас жизнь — не аварией, не пленом — подвигом!

Машина Гастелло врезается в «толпу» цистерн и машин — и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются вражеские цистерны.

Мы помним имя героя — капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя. В памяти навсегда останется подвиг человека, рассчитавшего свою смерть как бесстрашный удар по врагу."

Обращает на себя внимание дата подвига Гастелло, указанная в статье, — 3 июля. Вероятно, авторы очерка, уточнив правильное написание фамилии героя и факты его биографии, вывод о дате гибели Гастелло сделали исходя из даты сообщения Совинформбюро. Статья в «Правде» имела широкий резонанс, подвиг Гастелло широко использовался советской пропагандой.

Обслуживание бомбардировщика Ил-4 перед вылетом. Погрузка боезапаса

25 июля 1941 года командиром 207-го ДБАП капитаном Лобановым и полковым комиссаром Кузнецовым Н. Ф. Гастелло был представлен к званию Героя Советского Союза. В наградном листе сказано:

«... 26 июня капитан Гастелло с экипажем: Бурденюк, Скоробогатый и Калинин — повёл звено ДБ-3 бомбить зарвавшихся фашистов. По дороге Молодечно — Радошковичи у Радошковичи показалась вереница танков противника. Звено Гастелло, сбросив бомбы на груду скопившихся на заправку горючим танков и расстреливая из пулемёта экипажи фашистских машин, стало уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое попадание, объятый пламенем, самолёт не мог уйти на свою базу, но в этот тяжёлый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю.

По наблюдению старшего лейтенанта Воробьёва и лейтенанта Рыбаса, они видели, как капитан Гастелло развернулся на горящем самолёте и повёл его в самую гущу танков.

Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи. Такой дорогой ценой заплатили немецкие фашисты за смерть лётчика капитана Гастелло и смерть героического экипажа...»

Уже на следующий день после представления капитану Гастелло Николаю Францевичу было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Приказом министра обороны СССР капитан Гастелло Н. Ф. навечно зачислен в списки одного из авиационных полков. Члены экипажа Гастелло — Г. Н. Скоробогатый, А. А. Калинин, А. А. Бурденюк — остались в тени подвига командира. Только в 1958 году они были награждены орденами Отечественной войны I степени (посмертно)...

Один из уцелевших на войне Ил-4 на музейной стоянке

В 1951 году, в канун десятилетия знаменитого «огненного тарана,» для последующего торжественного захоронения была произведена эксгумация останков из предполагаемой могилы Гастелло.

Однако, оказалось, что в могиле погребены другие героически погибшие летчики. По личным вещам из захоронения были опознаны летчики из соседнего авиаполка — командир 1-й эскадрильи 207-го ДБАП капитан Александр Спиридонович Маслов и стрелок-радист Григорий Васильевич Реутов. Экипаж Маслова считался пропавшим без вести в тот же день, в который Гастелло совершил свой подвиг. По останкам пилотов, носившим следы огнестрельных ранений и пламени, явственно было видно, что парни тоже сложили головы в жарком воздушном бою...

Руководивший перезахоронением подполковник Котельников с санкции партийных органов провёл секретное расследование, в результате которого выяснилось, что на месте предполагаемого тарана Гастелло действительно потерпел крушение и самолёт Маслова.

Экипаж Маслова перезахоронили на кладбище Радошковичей, фрагменты найденного поблизости от могилы бомбардировщика Маслова — отправлены в музей. Кстати, в фонде музея ВВС они долго числились как останки самолета Гастелло... Однако в настоящий момент в минском Музее Великой отечественной войны экспонируется блок цилиндров от двигателя М-88, характерного для Ил-4 ( ДБ-3Ф) с подписью: «Двигатель с самолёта капитана Маслова».

На месте гибели экипажа Маслова был установлен памятник-монумент, посвящённый... подвигу экипажа Н. Ф. Гастелло.

Тот самый памятник

Подобное перемешивание событий из жизни и смерти двух разных геройских экипажей породили волну слухов и домыслов. Так, в 1990-е годы в СМИ появилась «версия майора Харитонова»:

Майор ВВС Эдуард Харитонов обнародовал данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло в 1951 году, и сделал «оригинальный» вывод: мол, «на самом деле таранил вражескую колонну вовсе не Гастелло, а Маслов»... В 1996 году указом президента Ельцина Маслов и все члены его экипажа были награждены званием Героя Российской Федерации — посмертно. Безусловно, память героев, честно и доблестно погибших в жестоком воздушном сражении, следовало хотя бы посмертно почтить высокими наградами. Но остается вопрос: Где место в «версии майора Харитонова» самому Николаю Францевичу и его соратникам? Ведь тогда следует искать уже другой «пропавший без вести» экипаж...

Версия ставила под сомнение даже достоверность рапортов Воробьёва и Рыбаса. Во-первых, у Харитонова возникло предположение, что непосредственно сам таран самолётом Гастелло улетавшие от места боя лётчики не видели, связав падение бомбардировщика Гастелло и столб дыма, поднимавшийся возле дороги. Во-вторых, выдвигалось предположение, что рапорты «могли быть переделаны в ходе кампании по героизации Гастелло в июле—августе 1941 года». В-третьих, самих рапортов Воробьёва и Рыбаса не сохранилось, есть только ссылающиеся на них документы. Опросить этих ветеранов после войны возможности не было: очевидцы «огненного тарана» Гастелло — лейтенанты Фёдор Воробьёв и Анатолий Рыбас погибли. Воробьев сбит 23 августа в районе города Орёл при возвращении с боевого задания, а Рыбаса расстреляли в воздухе «мессершмитты» 15 ноября 1941 года. В-четвёртых, Воробьёв и Рыбас служили в 96-м ДБАП, который располагался на том же аэродроме, что и 207-й ДБАП, в котором воевали Маслов и Гастелло. По предположению сторонников альтернативной версии, экипажи из разных полков даже не могли лететь на задание в одном звене...

Последнее легко опровергается тем, что самолет Гастелло все-таки был найден. В сильно разрушенном состоянии, в Мацковском болоте, возле села Мацки. Этот самолет, согласно показаниям местных жителей, тоже упал 26 июня 1941 года на дорогу, где были немцы, вызвал сильный взрыв и взрывной волной был унесен далеко за обочину — в болото. На месте падения самолета найден был мертвым один из летчиков — сильно изувеченным и обгоревшим до неузнаваемости. Но в кармане его гимнастерки сохранился фрагмент полуобгоревшего письма на имя некоей Нины Скоробогатой...

Соратник Гастелло Григорий Скоробогатый был женат, и вполне мог носить в кармане недописанное письмо к супруге. То, что найдены останки именно экипажа Гастелло, подтвердил и извлеченный из обломков солдатский медальон с инициалами А. А. К. — еще одного летчика из экипажа Гастелло звали Алексеем Александровичем Калининым. Но самое главное — следопытам удалось поднять из болота разрушенный мотор самолета. А именно по мотору можно довольно легко идентифицировать конкретную машину: там имеется знак с заводским серийным номером, уникальным у каждого самолета. На двигателе М-87Б присутствовала бирка с серийным номером 87844, что однозначно говорит: это именно самолет Гастелло.

Ил-4 в полете

Согласно свидетельским показаниям жителя села Мацки, один из сбитых летчиков в этом бою все-таки покинул кабину с парашютом — вылез на крыло и прыгнул. Но его на болоте поймали и убили немцы. Показания подтверждаются документом «Список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиадивизии с 22.06 по 28.06.41 г.» за подписью начальника отдела строевой части старшины Бокова. В конце перечисленных поимённо членов экипажа Гастелло приписка: «Один человек из этого экипажа выпрыгнул с парашютом, кто — неизвестно».

Сторонники «версии Харитонова» уцепились за этот факт и стали с пеной у рта доказывать, что Гастелло — вообще не герой. Дело в том, что эвакуироваться из подбитого ИЛ-4 с парашютом через крыло может только командир экипажа. Получается, что летчик покинул горящий самолет, оставив в нем товарищей и не убедившись в том, что они тоже в состоянии воспользоваться парашютами. А значит, никакого решения летчиков о сознательном таране не было: подбитый «Ил» сам свалился немцам на головы...

Останков, которые можно однозначно опознать как кости Николая Гастелло, на месте падения самолета действительно не обнаружено. Но это могло произойти и потому, что кабина с местом первого пилота полностью разрушена взрывом — в таких условиях покойнику было бы проблематично остаться целым... Да и свидетели боя — а мы с полным правом можем все-таки считать их свидетелями — ни о каких парашютированиях не упоминают.

В рапорте Воробьёва и Рыбаса — ни слова о попытках товарищей покинуть горящий самолет! Да и Боков впоследствии признавал, что, будто бы, не уверен в информации об эвакуировавшемся с парашютом пилоте: местные жители видели несколько сбитых самолетов, и с какого конкретно прыгнул летчик, могли и не разобраться. Зато не вызывает сомнений подтвержденный и рапортами пилотов, и свидетельствами с земли факт: один из подбитых Ил-4 специально повернул вдоль дороги на Мацки, где были немцы, хотя рядом с лесополосой и болотом есть довольно широкое поле, на котором до войны колхозники растили хлеб. При попытке вынужденной посадки, согласитесь, логичнее было бы лететь к полю, а не к лесу и дороге... И, судя по всему, именно этот самолет потом и был найден в Мацковском болоте — с письмом к женщине по фамилии Скоробогатая и медальоном с буквами А.А.К...


Ходатайство депутата о награждении летчика Маслова

Косвенным подтверждением того, что для Николая Гастелло не было ничего необычного в в таранном ударе по наземной цели в виде скопления вражеской техники, говорит тот факт, что во время боёв на реке Халхин-Гол в 1939 году он служил в одном полку вместе с батальонным комиссаром М. А. Ююкиным. Этот летчик первым совершил таран наземной цели, направив самолет на японскую колонну 5 мая 1939 года, и Николай не мог об этом не знать.

А теперь предоставим слово сыну героя, тоже военному летчику, полковнику в отставке Виктору Гастелло:

«Показания Воробьёва и Рыбаса являются главным и неопровержимым свидетельством подвига Гастелло, поскольку именно эти участники боя были к самолету отца ближе всего. Это подтверждено и другими участниками сражения, и даже немцами».

Исследование останков самолета Маслова говорят о том, что он не совершал таран, а врезался в землю на «бреющем» полёте в 170 метрах от дороги. Снижение самолета было пологим, и по мнению пилотов и инженеров НИИ ЭРАТ-13, профессионально занимающихся исследованием авиационных аварий, может говорить либо о попытке вынужденной посадки, либо о том, что Маслов тоже попытался таранить вражескую колонну, но промахнулся...

Итак, займемся опровержением мифов и заблуждений о Николае Гастелло:

Предположение: Гастелло совершил первый в истории таран наземной цели

Действительность: Первый таран самолётом наземной цели совершил советский лётчик Михаил Анисимович Ююкин 5 августа 1939 года во время боёв на реке Халхин-Гол; если же брать все «огненные тараны» — как наземных, так и морских целей — то первый такой таран совершил китайский лётчик Шен Чангхай 19 августа 1937 года.

Предположение: Гастелло совершил первый таран в истории Великой Отечественной войны

Действительность: Первый таран в истории Великой Отечественной войны совершил советский лётчик Д. В. Кокорев 22 июня 1941 года приблизительно в 4 часа 15 минут. Десять минут спустя аналогичный подвиг совершил И. И. Иванов.

Предположение: Гастелло совершил первый таран наземной цели в истории Великой Отечественной войны

Действительность: Первый в истории Великой Отечественной войны таран наземной цели совершил советский лётчик П. С. Чиркин 22 июня 1941 года.

Предположение: Гастелло был штурманом в экипаже М. А. Ююкина, совершившего первый в истории таран наземной цели 5 августа 1939 года во время событий на реке Халхин-Гол. Выжил, прыгнув с парашютом.

Действительность: Имя выжившего члена экипажа, покинувшего самолет перед тараном М. А. Ююкина — Александр Морковкин. Гастелло был однополчанином Ююкина.

Капитан Александр Маслов

Подводя итоги, можно констатировать следующее: 26 июня 1941 года оба экипажа Гастелло и Маслова в разное время вылетели на бомбардировку одной и той же немецкой колонны на одинаковых самолетах Ил-4 (ДБ-3ф). Эти самолеты мало приспособлены для противостояния танкам и зениткам на небольшой высоте. Истребительного прикрытия не было — риск потери экипажей был изначально высоким. Оба экипажа героически погибли при выполнении боевого задания: Гастелло — при таране скопления вражеской техники, Маслов — при бомбардировке колонны и последовавшей попытке тарана или вынужденной посадки. Отсутствие останков Николая Гастелло в кабине самолета, найденного в Мацковском болоте, объясняется полным разрушением пилотского места при таране, во время которого даже у мертвого тела летчика не было возможности уцелеть.

Памятник Николаю Гастелло

Подвиг Георгия Хлебникова 21 января 1944 года Герой дня. Тимур Фрунзе