Бессмертный полк России. Официальный сайт

Союзники. Как разбудили тигра

Перл-Харбор. Одна из многих военно-морских баз Соединенных Штатов Америки. Теплое море, небольшой по Тихоокеанским меркам остров Оаху, входящий в состав Гавайского архипелага. Площадь острова, включая прилегающие малые островки, - 1545,3 квадратных километра. Извилистая расщелина довольно просторной естественной бухты Жемчужная гавань имеет форму широко развернутого трилистника с единственным узким выходом в открытое море. Может быть, здесь до сих пор добывали бы жемчуг со дна смуглокожие местные пловцы, способные задерживать дыхание на четыре минуты, если бы в свое время бухта не оказалась слишком удобной для базирования боевой эскадры...

Акватория бухты Перл-Харбор, вид со спутника

Америка приобрела эту базу почти легальным путем. Еще в 1875 году между Североамериканскими Соединенными Штатами и Гавайским Королевством был заключен договор, согласно которому Гавайи разрешали могучему соседу осваивать обширную акваторию Жемчужной гавани - в обмен на... льготные условия для импорта гавайского сахара в США... Можно было бы еще за стеклянные бусы... Впрочем, в ходе Испано-Американской войны 1898 года договор потерял силу. Но США уже силой захватили Гавайи. После фактической аннексии Конгресс санкционировал строительство на Оаху современного портпункта, а в 1908 году здесь даже возвели судоверфь, способную обслуживать дредноуты.

Возможно, Перл-Харбору так и суждено было бы оставаться просто базой на задворках великой державы, скучным местом с почти курортными условиями службы, если бы не события Второй мировой войны...

Линкоры в Перл-Харборе

В 1932 году в Перл-Харборе американский флот проводил учения. Огромная эскадра поделилась на «флотилию Южных» и «флотилию Северных». «Северяне» обороняли гавань, «Южане» должны были нападать. И командующий Южной группой адмирал Ярмут пошел на хитрость: вместо атаки Перл-Харбора основными силами флота — с тяжелыми крейсерами и линкорами в составе, вместо навязывания условному противнику генерального сражения на подходах к городу взял два авианосца. И ранним утром, когда уже достаточно светло, чтобы летать, но еще недостаточно поздно, чтобы соперник проснулся, атаковал «Северян» самолетами. Сонных...

Два авианосца — «Лексингтон» и «Саратога» — сами к бухте даже не приближались, оставшись в 40 милях от створа в открытом море. Но 152 их самолета «условно разбомбили» в бухте все, что шевелится. А что к моменту их подлета не шевелилось, разбудили, заставили шевелиться и тоже «условно разбомбили», понеся при этом минимальные потери ввиду возникшей в рядах северных сумятицы и паники. Однако посредник учений результат учебного боя аннулировал собственным произволом, заявив, что победу эту нельзя считать «чистой» — в учениях не участвовали береговые лётчики. А «нанесение мощного удара с воздуха по Оаху перед лицом сильной авиации, защищающей остров, весьма сомнительно»...

В 1937 году «Лексингтон» и «Саратога» снова участвовали в подобной учебной программе. На этот раз у «Северных» были и лётчики. Но авианосцы первым делом натравили свою авиацию на береговые аэродромы. В результате «Южным» удалось захватить господство в воздухе и еще раз подтвердить уязвимость обороны Перл-Харбора от атаки самолетами...

Оба авианосца получили за учебную операцию благодарность Главнокомандующего и... результат учений был надолго забыт в высоких штабах.

«Лексингтон» - тот, кто знал, что будет с Перл-Харбором, когда начнется война...

Следующими, кто заинтересовался возможностью разбомбить крупную американскую базу на Гавайях и флот, живущий на ней, были уже японцы... Как-то раз капитан 2-ого ранга К. Рюносуке писал для курсантов лекцию по использованию палубной авиации в бою с американским флотом. И привел в этой лекции в качестве примера гипотетическую схему атаки эскадры на стоянках в Перл-Харборе. Лекционный курс кавторанга был напечатан в 30 экземплярах для служебного пользования и разослан флагманам учебных отрядов японского флота — для тактической подготовки гардемаринов.

Адмирал Исороку Ямамото в юности участвовал в русско-японской войне на крейсере «Ниссин», видел Цусиму. Теперь, став уже главнокомандующим Соединенным флотом Японской империи, он периодически навещал по старой памяти своего старого флагмана — «Микасу». Броненосец 1901 года спуска, ветеран двух войн, давно уже пребывал, подобно нашей «Авроре», в статусе учебного корабля на музейной службе, на его борту проходили практику 13-летние кадеты морских школ.

У «Микасы» Ямамото и увидел методичку с учебным планом атаки на Перл-Харбор. Удивительно, но факт: адмирал Ямамото не хотел бы войны с Америкой. Он даже был против вступления Японии в союзнические отношения с гитлеровской Германией и Италией Муссолини. Но прекрасно понимал, что если воевать все же придется, то очень важен будет момент вступления Японии в эту войну... Экономически США сильнее. Значит, чем дольше продлятся боевые действия, тем меньше шансов одержать в них верх. Стало быть, первый удар должен быть «на вынос» — с максимальным ущербом для противника, от которого ему будет тяжело оправиться.

Адмирал Ямамото

Зачем вообще воевать Японии с Америкой? Дело в том, что в 1937 году началась японо-китайская война. Военные действия перемещались на юг, пока в сентябре 1940 года японские войска не утвердились в северной части Индокитая. Тогда же Япония заключила военный союз с Германией и Италией, что сильно повлияло на её отношения с США. А когда в июле 1941 года Япония вторглась в южную часть Индокитая, США, Великобритания и Голландия нанесли сокрушительный экономический удар — эмбарго на экспорт нефти в Японию.

К этому моменту суммарные топливные запасы флота Японии составляли 6 450 000 тонн. Если предположить, что их не пополнять, за 3 года они будут «съедены». После чего страна вынуждена была бы выполнить любое требование вышеупомянутых держав. Поэтому было решено — захватить богатые нефтью районы Юго-Восточной Азии. Но встал вопрос: как к этому отнесутся Соединённые Штаты? Приходилось учитывать и тот факт, что в начале 1941 года Тихоокеанский флот был переведён в Пёрл-Харбор. Адмиралы обсуждали 2 варианта развития событий — сначала начать захват районов Юго-Восточной Азии, а затем, когда американский флот выйдет в море, уничтожить его в генеральном сражении; либо превентивно уничтожить потенциальную угрозу, а затем уже сосредоточить все силы на оккупации. Божественный Тенно склонялся ко второму варианту.

Поэтому когда война стала неизбежностью, Ямамото обратился к контр-адмиралу Каидзиро Ониси, начальнику штаба 11-ого воздушного флота, и вместе с ним и прославленным японским летчиком Минору Гэнде разработал оперативный план атаки Перл-Харбора. Застать весь Тихоокеанский флот США врасплох, задействуя 6 авианосцев, разбомбить и полностью уничтожить... И только так!

Флагман японских авианосцев "Акаги". По происхождению - линкор-супердредноут, модернизирован и достроен как авианосец в связи с подписанием Вашингтонского договора, ограничившего развитие линейного флота.

Общий план операции — общим планом, а чтобы его выполнить, нужны подробные боевые инструкции для командиров кораблей и пилотов. За их разработку посажен был один из ведущих офицеров штаба Объединённого флота — Куросима Камето. Без преувеличения — тактический гений, А у гениев, как известно, есть свои причуды. Куросима любил работать по ночам, заперевшись в своей каюте. За письменный стол садился нагишом, утверждая, что лучшие тактические идеи посещают его, когда он пребывает в чем мама родила. Очень много курил — и, говорят, не только табак... Но чудаковатость не мешала ему создавать качественные и подробные документы, по которым можно вести бой — и выигрывать. А значит, боги с ним, с голым тактиком!..

Результаты его работы Ямамото представил Генеральному штабу. И тут весь прекрасно разработанный план чуть не сорвался. Высшие чины японского морского командования дружно усомнились в возможности сохранить фактор внезапности при такой массированной атаке. К тому же, многое здесь зависело от факторов, повлиять на которые японцы не могли: от того, сколько кораблей будет в базе, кто из них сможет поднять собственные авиагруппы, как будут защищаться зенитной артиллерией... Когда у Ямамото иссякли аргументы, он заявил, что если этот план плох — пусть Император примет его отставку.

Начальнику морского генерального штаба Нагано пришлось согласиться с планом Ямамото. А командующий эскадрой авианосцев Нагумо, на которого возлагались обязанности непосредственного исполнителя плана, все еще сомневался. Тогда Ямамото предложил отправить в отставку Нагумо — а эскадру авианосцев отдать под личное подчинение ему, Ямамото. Тогда, мол, точно все получится как надо...

Ценой ссоры трех адмиралов боевой план, сочиненный с помощью полусумасшедшего таланта на основе материалов американских же учений и теоретических уроков для кадетов, получил путевку в жизнь.

"Акаги" готовит самолет к старту. Надстройка авианосца защищена коечными кранцами

Список участников операции с японской стороны впечатляет:

1. Ударная авианесущая эскадра под флагом адмирала Т. Нагумо:
— первая бригада авианосцев: «Акаги» (флагман) и «Кага»
— пятая бригада авианосцев: «Сёкаку» и «Дзюйкаку»
— вторая бригада авианосцев: «Хирю» и «Сорю»

2. Силы оперативного прикрытия под флагом адмирала С. Омори:
— Легкий крейсер «Абукума» и 9 эскадренных миноносцев

3. Группа артиллерийской поддержки под флагом контр-адмирала Д. Микава:
— тяжёлый крейсер «Тикума» (флагман)
— линейные крейсера «Хийей» и «Кирисима»
— тяжелый крейсер «Тоне»

4. Отряд скрытного патрулирования под брейд-вымпелом капитана 1 ранга К. Имаидзуми:
— подводные лодки I-19, I-21, I-23 (на самом деле лодок было около трех десятков — от карликовых диверсионных субмарин до лодок-авианосцев, работающих с гидросамолетами).

5. Обозная бригада: 8 танкеров и транспортов снабжения.

Еще два миноносца должны были провести отвлекающую демонстрацию в районе атолла Мидуэй и нейтрализовать там американцев...

Участник операции авианосец "Дзюйкаку"

Ударное соединение собралось 22 ноября в бухте Хитокаппу на Курильских островах. На корабли погрузили брезентовые чехлы, предохраняющие орудия в штормовую погоду, авианосцы приняли тысячи бочек с горючим, а людям было выдано тёплое зимнее обмундирование. 26 ноября в 06:00 корабли вышли из залива и разными маршрутами направились к точке сбора, где они должны были получить последние указания, зависящие от того, следовало начинать войну или нет.

1 декабря император подтвердил решение начать войну, о чём на следующий день было сообщено адмиралу Нагумо: Ямамото с флагманского корабля, стоящего во Внутреннем море, передал шифрованный приказ: «Взойдите на гору Нийтака», это значило, что атаку назначили на 7 декабря (по местному времени).

В 0 часов 50 минут 7 декабря, находясь в нескольких часах хода от точки подъёма самолётов, ударное соединение приняло сообщение разведчика: в Перл-Харборе нет ни одного авианосца, на стоянках — только линкоры, крейсера, несколько эсминцев и многочисленная флотилия транспортных кораблей. Ямамото рассчитывал на присутствие как минимум «Лексингтона»... Куда же делся злосчастный «соавтор» готовящейся атаки?..

Японская разведка не знала о том, что накануне на учениях авианосец ухитрился утопить самолет. Поэтому после окончания учебной программы он некоторое время оставался в акватории полигона и искал свой самолет с водолазами. А оттуда сразу, без захода в город, был отозван на Мидуэй...

Отсутствие одного авианосца показалось адмиралу Нагумо слишком незначительным фактором

Ровно в шесть утра авианосцы вышли в стартовую точку в 230 милях к северу от Гавайских островов, остановились, сориентировались по ветру, чтобы самолетам было легче взлетать на продольной качке и... началось!!!

Инструктаж японских летчиков перед стартом

Над пространными палубами лежащих в дрейфе гигантов каждые 30 секунд в реве моторов срывались в низкое небо крылатые тени. Взлет был четко синхронизирован с продольной качкой каждого авианосца, когда шасси самолета отрываются от взлетной полосы на палубе в момент высшего подъема корабля на свежей, практически штормовой волне...

Первая волна готовящегося налета состояла из 40 торпедоносцев типа «Накадзима» B5N2 (тип «97»). Торпедам были приделаны особые деревянные «хвосты»- стабилизаторы, исключающие избыточное заглубление в мелководной бухте. Кроме этих сорока было еще 49 «Накадзим» с 800-килограммовыми бомбами, «заточенными» для охоты на хорошо бронированный линкор. Далее — 51 пикирующий бомбардировщик «Айчи» D3A1 (тип «99») — с обыкновенными 250-килограммовыми бомбами и 43 истребителя «Мицубиси» A6M2 (тип «0») — знаменитых «зеро».

Покружив над авианосцами, самолеты построились в боевой порядок и на небольшой высоте пошли к берегу. Грозная, оглушительно стрекочущая моторами туча быстро растаяла в тусклом рассветном небе, а на палубах ударной эскадры уже началась подготовка к старту второй волны...

В то время как японская авиация приближалась к островам, около входа в гавань была потоплена одна из пяти японских мини-субмарин. В 03:42 дежурный тральщик заметил что-то торчащее из воды и проинформировал эсминцы — не перископ ли? Эсминец «Аарон Вард» приступил к поискам лодки, но безуспешно. Субмарина была обнаружена с борта летающей лодки «Каталина», когда пыталась пробраться в створ гавани, прикрываясь корпусом огромного для размеров лодки спасателя «Антарес»... «Аарон Вард» закидал ее глубинными бомбами.

Одна из мелких субмарин, участвовавших в походе на Перл-Харбор

Война еще не была объявлена...

Утопив лодку, «Вард» доложил командующему, адмиралу Блоку, что только что уничтожил пытавшегося пробраться в город диверсанта. Командующий принял информацию к сведению и... не более того. Гарнизон Перл-Харбора по тревоге не поднимался, разведка не посылалась, дозоры не усиливались. Ну, мало ли — подлодка! Из штаба только пришел приказ для эсминца «Монаган» присоединиться к патрулю. Вероятнее всего, приказ вообще отдал дежурный по штабу, а адмирал еще досматривал последние воскресные сны?..

В семь утра «туча самолетов» была обнаружена береговым радаром. Двое солдат с радарной вышки, рядовые Джозеф Локкард и Джордж Эллиотт тоже позвонили в штаб и рассказали, что видят на экране крупное летающее соединение. Дежурный Джозеф МакДональд передал информацию 1-ому лейтенанту К. Тайлеру. А Тайлер велел передать радарщикам, что «Это наши бомбардировщики перебазируются на соседний аэродром». Локкард и Эллиот поверили: перекочевка авиаполков с одного острова на другой в этих краях — в порядке вещей. Ребят не смутило даже то, что обычно такие перегоны не проводились по воскресеньям. Парни выпили кофе, чтобы не уснуть, и спокойно сели играть в шахматы...

Еще одно предупреждение о том, что над островом летает целая толпа чужих самолетов, штаб в Перл-Харборе получил от пилотов-спортсменов местного аэроклуба: японцев засек шестнадцатилетний летчик-ученик, совершавший первый полет с инструктором. Аэроклубовцы тоже получили ответ, что на одном из аэродромов ждут эскадрилью В-17, и видимо, это именно она...

В 7 часов 40 минут самолеты вышли к акватории военной базы и атака началась.

На борту японского авианосца

Предводитель первой волны полковник Футида дал чёрную сигнальную ракету — сигнал к нападению для торпедоносцев. Однако капитан-лейтенант Итая, ведущий истребители прикрытия, не заметил сигнала, поэтому Футида выпустил вторую ракету, тоже чёрную. Её заметил и командир пикировщиков, который понял это как потерю внезапности, а в этом случае пикировщики должны идти в атаку сразу. Жужжащий рой россыпью обрушился на сонную эскадру с бомбами и торпедами одновременно.

В «Линкорном углу» гавани в это время пребывали, выстроившись в два ряда на якорных местах, 7 кораблей: линкоры «Невада», «Аризона», «Вест Вирджиниа», «Теннесси», «Оклахома», «Мэриленд» и «Калифорния». Восьмой линкор — «Пенсильвания» — попал в ремонт и находился в сухом доке возле морских мастерских, причем, в этом же доке, довольно просторном, сидели еще два эсминца. За островом Форда мирно спал на якоре старый линкор «Юта», числившийся за учебно-артиллерийским отрядом.

Перл-Харбор, панорама "Линкорного угла"

«Невада» как раз вела церемонию поднятия флага на эскадре. На широком плоском юте американского сверхдредноута играл государственный гимн военный оркестр. Дирижировал офицер Оден МакМиллан. Когда первая бомба подняла у борта корабля высоченный белый всплеск и окатила трубачей с головой, оркестр сбился всего в одном такте...

Первые потери от попадания торпеды понес лёгкий крейсер «Рэйли». Затем досталось старому линкору «Юта». Далее последовали попадания по легкому крейсеру «Детройт». В это время командор Винсент Мёрфи беседовал по телефону с адмиралом Киммелем о рапорте эсминца «Аарон Вард». И тут командору доложили, что корабли в гавани подвергаются бомбардировке. Командор тут же поставил в известность адмирала. Киммель передал известие командующему Морским флотом, Атлантическим флотом и Азиатским флотом, а также всем силам в открытом море Сообщение было отправлено в 08:00 и гласило: «Воздушный налёт на Пёрл-Харбор. Нас бомбят, это не учения».

Начало налета

Контр-адмирал У. Ферлонг, находившийся на борту минного заградителя «Оглала», увидев самолёты над гаванью, сразу опознал в них японцев. Перенаселенная бухта с единственным выходом станет ловушкой для флота! На сигнальных фалах минзага пополз в дымное небо, разворачиваясь на ветру, флажный сигнал: «Всем кораблям немедленно покинуть залив»...

Но кто в эскадре, где есть линкоры, обратит внимание на советы какого-то минного заградителя? Сигнал фактически остался без внимания. Зато японцы тут же накинулись на «Оглалу». Одна из пущенных ими торпед скользнула между дном и «брюхом» минзага и впилась в борт стоявшего рядом легкого крейсера «Хелена». Феноменальное везение? Как бы не так! Крейсер получил относительно легкую рану, а вот «Оглалу» так изрешетило осколками и хлопнуло гидродинамическим ударом, что она тут же и затонула.

"Оглала"

Линкоры «Оклахома» и «Мэриленд» делили одну якорную стоянку на двоих. В ходе налета все девять торпед, предназначавшихся двум кораблям, достались «Оклахоме». Линкор перевернулся. Почти одновременно атаке подверглись также стоявшие в паре «Вест Вирджиниа» и «Теннесси» На этот раз 9 торпед по одному борту приняла «Вест Вирджиниа». Плюс ей еще достались две бомбы... Чтобы избежать оверкиля, руководитель дивизиона живучести лейтенант Клод В. Рикетс приказал спрямить крен контрзатоплением. Линкор сел на грунт, погрузившись в воду по верхнюю палубу, но в дальнейшем именно эта позиция на ровном киле, оставлявшая широкие возможности для ремонтных работ, спасла кораблю жизнь.

"Мэриленд" и "Оклахома"

Три торпеды и одну 800-килограммовую бомбу получила «Калифорния». Но — выжила, что, в основном, тоже объясняется хорошо организованной борьбой за живучесть и небольшой глубиной бухты.

«Аризону» атаковали бомбардировщики-бронебойщики со сверхтяжелыми бомбами. В результате тотальной детонации боезапаса главного калибра в носовых артпогребах, вызванной бомбовым попаданием, «Аризона» затонула.

Гибель "Аризоны"

«Невада» адекватнее других отреагировала на атаку: не стала отстреливаться на якоре, а развела пары и побежала к створу — вон из гавани! Тут же на нее кинулись все самолеты, не нашедшие до поры своей мишени... Если бы «Неваду» удалось прибить на единственном входном фарватере — гавань на долгие месяцы была бы закупорена мертвым корпусом линкора. Но, получив пять бомбовых и одно торпедное попадание, корабль приткнулся к мели, чтобы не затонуть, и оставил вход свободным.

Японский самолет атакует. Видны растопыренные закрылки, снижающие скорость в пике

Медик-спасатель «Вестал» находился рядом с «Аризоной» и до последней минуты таскал из воды ее обожженных, перемазанных в нефтяной пленке, раненых моряков. Японцы не пощадили и корабль под флагом Красного Креста — бомба, пронзившая его ют чуть ли не до киля, лишила его способности передвигаться. Но долг спасателя был выполнен до конца: «Вестал» продолжал работать еще несколько часов после налета, оказывая помощь всем пострадавшим...

Тем временем еще три десятка японских самолетов разорили аэродром на острове Форд, базы ВВС США Хикем и Уилер, базу гидросамолётов в северной части залива... Когда над Перл-Харбором появились те самые B-17, которые намеревались перебазироваться, их буквально разорвали японские истребители. Затем та же участь постигла звено «Даунтлессов» авианосца «Энтерпрайз»...

На аэродроме после бомбежки

Только когда подоспела вторая волна налёта — еще 167 самолетов, — американцы смогли организовать кое-какое сопротивление. С неатакованного аэродрома Халейва взлетели несколько истребителей Р-40 и Р-36. Ими было сбито 7 японских самолетов — ценой потери одного американского самолета. С аэродрома Хикэм первый самолет поднялся только в половине двенадцатого.

Сгоревший ангар с поврежденными самолетами

Во время этой кровавой вакханалии, наверное, легко было войти в историю... Или — влипнуть. Как, например, эсминец «Дэйл», экипаж которого... объелся мороженым. Уцелев при первой волне налета, эсминец шел к выходу из базы, а на его палубе моряки разбирали в беспорядке сваленный груз продовольствия: как раз накануне атаки «Дэйл» получал с берега паёк... Молодой боцман Деннис Фуллер нашел среди прочего поврежденный ящик со льдом, в котором привезли мороженое. Лед практически весь высыпался, но сам десерт не пострадал. Через час растает... Немедленно нести на камбуз, сдавать в рефрижератор? Выкинуть? Нет, съесть! — Решили прагматичные палубные, — Не пропадать же сладкому! И — съели. Норму, рассчитанную на пару недель ежедневного послеобеденного удовольствия...

Горящий линкор в акватории Перл-Харбора

Результатом атаки должна была стать полная деморализация американского флота вследствие тяжелых потерь. Потери и в самом деле были огромны. Но моральный эффект от трагедии в Жемчужной гавани оказался прямо противоположным: общая беда сплотила Америку. Всю войну американцы прошли под лозунгом: «Помни Пёрл-Харбор!».

Газетчик на улице Вашингтона продает прессу с информацией о нападении

Американские авианосцы, которые не попались в ловушку Перл-Харбора, позже выиграли битву за атолл Мидуэй — и переломили ход войны на море в пользу США.

Адмирал Нагумо не стал пускать на Перл-Харбор третью волну самолетов. В результате уцелела инфраструктура базы, остались целыми верфь и бункеровочная станция с многими тысячами тонн нефти, арсенал, штаб, авиационные мастерские. Фактически, при огромных потерях на эскадре, сама база выведена из строя не была.

Развить успех японские авианосцы не смогли — вскоре они ушли в завоевательный поход в Юго-Восточную Азию, где они должны были подавлять аэродромы и бороться с авиацией противника. А после Мидуэя и гибели в подстроенной американцами авиакатастрофе адмирала Ямамото вопрос о результате войны на Тихом океане уже и не стоял...

Пострадавшая в результате обстрела школа в Перл-Харборе

— В Перл-Харборе мы укусили тигра за хвост, — говорил адмирал Нагумо, — от этого тигр проснулся и нам пришлось иметь дело со всеми его зубами и когтями.

Пожалуй, точнее и не скажешь...

Президент Рузвельт подписывает документы об объявлении войны между США и Японией

Приложение:

Выдержки из ремонтной ведомости, составленной в Перл-Харборе через неделю после налёта:

1. Линейные корабли.

USS Arizona — Потоплена у пирса в результате попаданий торпед и тяжелых бомб, взорвавших носовые погреба. Корабль в безнадежном состоянии, подъем и восстановительные работы не имеют смысла.

(Примечание автора: «Аризона» и по сей день остается на месте своей гибели. Над корпусом линкора возведен памятник-часовня для поминания моряков и летчиков, погибших во Вторую Мировую войну. На стенах мемориала выбиты имена погибших в Перл-Харборе. В последнее время из проржавевшего корпуса корабля по капле сочится полуразложившаяся смазка, всерьез угрожающая экологии бухты. Однако работы по герметизации машинного отделения, откуда происходит истечение смазки, не производятся — трогать затонувший линкор опасно во избежание более массового прорыва ядовитых жидкостей из его отсеков. Пока выбросы только обезвреживаются специальными химикатами. Экскурсоводы рассказывают посетителям красивую легенду о том, что мутно-сиреневые пятна смазки на воде мистическим образом появляются особенно обильно именно в годовщину атаки. Эффект выбросов уже получил поэтическое название «слёзы Аризоны»).

"Аризона" продолжала гореть, пока окончательно не затонула...

USS California — Потоплена у пирса в результате попаданий двух или более торпед и одной тяжелой бомбы, поразившей среднюю часть корпуса корабля и вызвавшей большой пожар. Тотальная температурная деструкция надстроек и основного набора верхней палубы. Предложения относительно подъема и ремонта могут быть выработаны после более детального обследования.

"Калифорния" в огне

USS Nevada — Повреждена тяжелыми бомбами; возможно, миной на фарватере и торпедами. После попытки выйти из гавани села на грунт напротив мыса Госпитальный во избежание затопления на фарватере. Артиллерия и орудийные расчеты в строю, но силовые установки не действуют ввиду отсутствия на корабле энергии. Исход ремонта будет зависеть от степени поражения ходовых систем.

Корма севшей на грунт "Вест Вирджинии"

USS Oklahoma — Перевернулась у пирса в результате попаданий трех или более торпед. Подъемные работы будут затруднены из-за массированного разрушения борта корабля торпедами. Прогноз ремонта неблагоприятный.

Вид на горящие корабли в гавани

USS Pennsylvania — Находилась в сухом доке № 1 военно-морской верфи в Пирл-Харборе. Легко повреждена попаданием бомбы в шлюпочную палубу с правого борта. Ремонт подходит к концу, ограничений по годности к дальнейшей службе нет.

Обстрелянная японскими самолетами автомашина с убитым водителем.

USS Tennessee — Попавшая в башню тяжелая бомба пробила крышу, но не взорвалась; вывела из строя досылатели двух орудий. Одна бомба попала в кормовую часть, в результате чего ствол 345-мм орудия треснул. От пламени пожара на USS Arizona расплавилась и загорелась краска в корме на второй палубе, вызвав большой пожар с обширной температурной деструкцией надстроек. Корабль плотно прижат к стенке навалившимся на него линейным кораблем USS West Virginia, есть деформации основного набора корпуса. Принимаются меры к уборке части пирса для создания возможности вывода USS Tennessee в ремонт, в результате которого возможно полное восстановление боеспособности линкора.

Полузатопленные "Вест Вирджиниа" и "Теннесси"

USS West Virginia — Потоплена у пирса в результате попадания четырех торпед и одной бомбы. Значительно повреждена возникшими пожарами. Подъем возможен, однако прогноз ремонта в отношение полного восстановления боевых функций корабля в условиях войны неблагоприятен.

После затопления корабля на воде выгорает излившееся нефтяное топливо

2. Крейсера.

USS Helena — Повреждена попаданием бомбы в районе тринадцатого шпангоута с правого борта. Пробоина в борту под броневым поясом размером около 15 м. Первый и второй котельные отсеки и носовой машинный отсек затоплены. Корабль находится в сухом доке № 2 военно-морской верфи в Пёрл-Харборе. После ремонта сможет самостоятельно выйти в море для перевода в более удобную ремонтную базу. Для завершения восстановления корабль предполагается перевести в специализированный док на остров Маре. 

USS Honolulu — Поврежден бомбой, разорвавшейся у левого борта примерно в районе сорокового шпангоута. Размеры пробоины в подводной части около 6×2 м. 12 декабря корабль заведен в сухой док № 1. Предполагается, что ремонтные работы по корпусу будут закончены к 16 декабря, после чего корабль полностью войдет в строй.

USS Raleigh — Поврежден попаданием торпед, в результате чего затоплена носовая часть и первое машинное отделение. Небольшая бомба попала в носовую часть, пробила три палубы и вышла через борт у ватерлинии навылет , не взорвавшись. Для ремонта подводной части корабль предполагается ввести в док после вывода из него USS Honolulu. Прогноз ремонта: полное восстановление боеспособности в течение 2 месяцев.

Фото. Американский сержант осматривает поднятое из воды мертвое тело японского пилота. Летчика извлекли из сбитого самолета, лицо погибшего полностью обгорело.

3. Эскадренные миноносцы.

USS Cassin и USS Downes — Находились в сухом доке № 1 в Пёрл-Харборе вместе с линкором «Пенсильвания». Повреждены авиабомбами. Одна из бомб попала в центр корпуса USS Downes, взорвав зарядные отделения его торпед, воспламенила нефть и вызвала большой пожар. Поврежденный пожаром USS Cassin был сбит с кильблоков и, перевернувшись, упал на USS Downes. В результате этого USS Downes практически раздавлен с тотальным повреждением основного набора корпуса, какие-либо ремонтные работы невозможны. USS Cassin в ненамного лучшем состоянии, но в данном случае вопрос о восстановительном ремонте может быть решен только при условии необходимости сохранения корабля для службы в учебном отряде.

"Даунс" и "Кассина"

USS Shaw — находился в плавучем доке. Поврежден бомбой. Носовая часть корабля и стены плавучего дока сильно повреждены пожаром в результате воспламенения нефти и пороховых зарядов. Местами произошло сплавление корпусных конструкций с элементами дока. Кормовая часть корабля получила легкие повреждения. Предложения относительно ремонта будут разработаны инженерами ремонтной станции и направлены в штаб флота позднее.

Взрыв эсминца "Шоу"

4. Вспомогательный состав.

USS Oglala — Минный транспорт-заградитель. Потоплена в результате попадания торпеды и бомбы, разорвавшейся у борта десятитонного дока военно-морской верфи в Пирл-Харборе. Подъем затруднен вследствие невыгруженного боезапаса корабля и затопления с креном 90 градусов. Ремонтные работы требуют особого проекта.

USS Utah — Учебный броненосец. Поврежден и перевернулся в результате попадания торпед. Предложения относительно подъема и ремонта будут направлены позднее.

USS Kurtiss — Грузовой транспорт. Поврежден потерявшим управление самолетом, врезавшимся в крановые конструкции корабля. Способен передвигаться самостоятельно. Показано удаление крана и части надстройки с застрявшими в ней останками самолета, дальнейший ремонт - на плаву. Ожидаемый срок ремонта - до 15-20 декабря. 

USS Vestal — Спасатель. Находился у пирса в Пирл-Харборе рядом с линкором «Аризона». Поврежден попаданием бомбы в кормовую часть, при оказании помощи «Аризоне» в тушении пожара получил ожоги. Ремонтируется силами собственной команды. Предполагается, что будет в полной готовности к 17 декабря. Рекомендовано обследование в доке на предмет скрытых дефектов корпуса (вероятны контузионно-волновые повреждения при взрыве боезапаса «Аризоны») .

Мемориальная часовня над корпусом затонувшей "Аризоны"

Автор Светлана Самченко

Подвиг Георгия Хлебникова 21 января 1944 года Военно-исторический календарь 30 ноября