Бессмертный полк России. Официальный сайт

Военно-исторический календарь. 22 ноября

1318 г.

Убийство в Орде князя Михаила Ярославича. Михаил Ярославич правил Тверью и Новгородом. После передачи великокняжеского ярлыка Юрию Московскому, победы над ним и союзными московскому князю татарами в Бортеневской битве, Михаил был вызван в Золотую Орду и по приказанию Узбек-хана казнен, после чего великое княжение перешло к московскому князю. Михаил Тверской канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных православных воинов  в 1549 году на втором Макарьевском соборе в Москве.

Татарский суд над князем Михаилом. С рисунка современного художника

1898 г. 

Родился  Родион Яковлевич Малиновский, советский военачальник (ум. 1967).советский военачальник и государственный деятель. Полководец Великой Отечественной войны, Маршал Советского Союза (1944). Дважды Герой Советского Союза, Народный герой Югославии. Министр обороны СССР (1957—1967).

Родион Малиновский — участник Первой Мировой войны

1911 г. 

Лётчик Д. М. Сокольцов осуществил радиопередачу с самолёта на землю.

Запуск аэроплана «Вуазен» с аэродрома в Гатчине. 1911 г.

1941 г.

По Дороге Жизни, проложенной для снабжения блокадного Ленинграда по льду Ладожского озера, стали ходить машины. Во время Великой Отечественной войны Дорога Жизни — единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации — по воде, зимой — по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. Официально — Военно-автомобильная дорога № 101 (№ 102).  

Еще в октябре начались работы по подготовке к строительству ледовой трассы через Ладожское озеро. В основном работы заключались в обобщении разрозненных данных о ледовом режиме озера, трассировки дороги исходя из этих данных и расчёте затрат на её сооружение. 13 ноября начальником тыла Ленинградского фронта Ф. Н. Лагуновым был подписан приказ «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец — маяк Кареджи». Дорогу предполагалась устроить шириной 10 м для двухстороннего движения автотранспорта, через каждые 5 км должны были сооружаться питательно-обогревательные пункты. С 15 по 19 ноября 12 групп вели обследование установившегося льда. Результаты показали, что трасса на Кареджи имеет свободные ото льда участки, но возможно устройство дороги через острова Зеленцы. 19 ноября командующим Ленинградского фронта был подписан приказ об организации автотракторной дороги через Ладожское озеро. Автотракторная дорога с суточным грузооборотом в 4000 т должна была пройти по маршруту мыс Осиновец — о-ва Зеленцы с разветвлением на Кобону и на Лаврово. Через каждые 7 км предполагались питательно-обогревательные пункты. Для эксплуатации и охраны дороги и перевалочных баз создавалось Управление дороги во главе с инженером первого ранга В. Г. Монаховым, которое подчинялось начальнику тыла фронта. 

26 ноября ледовая дорога получила наименование военно-автомобильная дорога № 101. 7 декабря начальником дороги вместо Монахова был назначен капитан 2-го ранга М. А. Нефёдов. Для обслуживания дороги, включая перегрузочные пункты, Управлению ледовой дороги были приданы воинские части, насчитывающие в общей сложности 9 тыс. человек. Перевозки через Ладогу осуществляла 17-я отдельная автотранспортная бригада, не входившая в подчинение управлению ледовой трассы. За счёт тыла 54-й армии к 22 ноября приказывалось организовать пути подвоза по трассе Новая Ладога — Черноушево — Лёмасарь — Кобона с открытием перевалочных баз на железнодорожных станциях Войбокало и Жихарево, а также обеспечить подвоз грузов к перевалочным базам в Кобоне и Лаврово. За доставку грузов до восточного берега озера отвечал уполномоченный Ленинградского фронта А. М. Шилов.

Дорога Жизни, 1941 г.

Утром 20 ноября на восточный берег Ладоги с Вагановского спуска у деревни Коккорево был отправлен батальон конно-транспортного полка, недавно сформированного Ленинградским фронтом. Батальон представлял собой конно-санный обоз из 350 упряжек. Вечером того же дня обоз добрался до Кобоны, загрузился мукой и отправился ночью в обратный путь, прибыв в Осиновец 21 ноября с грузом 63 т муки. В тот же день были предприняты несколько удачных попыток пересечения озера на порожних машинах ГАЗ-АА. 22 ноября на восточный берег была отправлена автоколонна под управлением командира 389-го отдельного автотранспортного батальона капитана В. А. Порчунова, состоящая из 60 автомашин с прицепленными санями. Загрузив на восточном берегу 70 т продовольствия, автоколонна отправилась назад и прибыла в Осиновец вечером того же дня.[46]В ноябре по трассе доставлялось в среднем немного более 100 т грузов в сутки, к концу декабря, по мере усиления льда, уже около 1000 т.

Дорога Жизни, пункт обогрева и питания

При наведении ледовой дороги выяснилось, что для такого «ледяного моста» губительным является явление резонанса. Бывали случаи, когда тяжёлый грузовик, идущий по льду, нормально преодолевал маршрут, но идущая по тому же пути лёгкая машина с людьми при определённой скорости могла провалиться под лёд. Это проявление резонанса было названо изгибно-гравитационной волной и для автомобилей была предписана определённая скорость, чтобы избежать происшествий.

В начале ноября 1941 года германскими войсками был захвачен город Тихвин и тем самым была перерезана последняя железная дорога, ведущая к базам снабжения на восточном берегу Ладоги — в Войбокало и других станциях. В декабре Красная армия отвоевала железную дорогу и, к концу месяца, после её восстановления, возобновилось движение на Волхов. До того времени базами снабжения Ленинграда стали станции Заборье и Подбровье, отдалённые от восточного берега Шлиссельбургской губы на 200 км по прямой. Для их связи с Кобоной необходимо было построить дорогу, и 24 ноября вышло постановление военного совета Ленинградского фронта о постройке к 30 ноября зимней фронтовой автомобильной дороги по маршруту станция Заборье – Серебрянская – Великий Двор – Лахта – Никульское – Шаньгово – Ерёмина Гора – Новинка – Ямское – Корпино – Новая Ладога – Кобона с грузооборотом 2000 т в оба конца. Дорога длиной 308 км стала именоваться Военно-автомобильной дорогой № 102, её начальником был назначен А. М. Шилов. 7 декабря ВАД № 101 также была подчинена Шилову, а 22 февраля 1942 года её переименовали в ледовый участок военно-автомобильной дороги № 102. После контрнаступления советских войск под Тихвином и освобождения железной дороги Волхов – Череповец 20 декабря вышло постановление Ленинградского фронта, предписывающее перенести перевалочную базу в Тихвин. Соответственно и маршрут дороги изменился на Тихвин — Красная Нива — Новая Ладога — Кобона. С конца декабря для перевозок стала использоваться железная дорога на участке Колчаново — Жихарево. 

Прямые железнодорожные перевозки из Тихвина до Жихарева были невозможны из-за разрушенных железнодорожных мостов на освобождённой территории. В Ленинград грузы из Тихвина следовали сначала автотранспортом до станции Колчаново, затем до станций Войбокало или Жихарево — железнодорожным транспортом, оттуда через Лаврово и далее по ледовой дороге автомашинами и гужевым транспортом до Осиновца, а из Осиновца по железной дороге в Ленинград.

Монумент «Разорванное кольцо» — памятник мужеству ленинградцев

1942 г.

Юго-Западный фронт. В ночь с 21 на 22 ноября, когда 26-й танковый корпус с боем занял населённые пункты Добринка и Остров, командир корпуса генерал-майор А. Г. Родин решил воспользоваться темнотой для внезапного захвата мостовой переправы через Дон. В 3 часа ночи 22 ноября передовой отряд на большой скорости начал движение по дороге Остров — Калач. Подполковник Г. Н. Филиппов повел отряд автомобилей и танков с включёнными фарами. Гитлеровцы приняли их за свою учебную часть, оснащённую русскими трофейными танками и немецкая оборона была пройдена без единого выстрела. В 6 часов, подойдя к переправе беспрепятственно, часть отряда прошла на машинах через мост на левый берег Дона и ракетой дала знак остальным для действия. В коротком внезапном для врага бою охрана моста была перебита. Отряд занял мост, а затем сделал попытку с ходу овладеть городом Калач. Противник оказал организованное сопротивление и стремился снова отобрать переправу. Отряд подполковника Г. Н. Филиппова, окружённый противником, занял круговую оборону и стойко отражал все атаки превосходящих сил врага, удерживая мост до подхода частей корпуса.

«Полуторка» ГаЗ-АА — основной войсковой грузовик Великой Отечественной войны

22 ноября главные силы 26-го танкового корпуса вели бои на рубеже совхоза «Победа Октября» (15 км западнее Калача) и «10 лет Октября», где противник, опираясь на заранее подготовленный противотанковый район, оказал упорное сопротивление продвижению частей корпуса к переправе, 157-я танковая бригада вела тяжёлый бой в районе высоты 162,9. Противник располагал здесь до 50 танков, подбитых в прошлых боях, которые были использованы им в качестве неподвижных огневых точек. Врагу удалось приостановить продвижение 157-й танковой бригады, некоторые прорвавшиеся на высоту 162,9 танки были подбиты и подожжены. Только к 14 час. 00 мин., совершив обходный манёвр, бригада после упорного боя овладела высотами 162,9 и 159,2. 19-я танковая бригада полковника Н. М. Филиппенко, ломая сильное сопротивление противника, к 17 час. 00 мин. 22 ноября частью танков вышла к переправе через р. Дон, которую удерживал передовой отряд корпуса. К 20 час. 00 мин. бригада в полном составе переправилась через Дон и сосредоточилась в лесу северо-восточное Калача.

Минометчики Красной армии ведут огонь. 1942 г.

С утра 22 ноября часть сил 5-й танковой армии, действовавших на правом фланге, распоряжением командующего Юго-Западным фронтом была передана в 1-ю гвардейскую армию. 159-я и 47-я гвардейская стрелковые дивизии, 8-я гвардейская танковая бригада и 21-я кавалерийская дивизия 8-го кавалерийского корпуса наступали в направлении на Боковская и Чернышевская, создавая фронт обеспечения для ударной группировки Юго-Западного фронта по восточному берегу р. Чир. 47-я гвардейская стрелковая дивизия к 15 час. 00 мин. заняла Чернышевскую, Чистяковскую, Демин и закреплялась на достигнутом рубеже, 159-я стрелковая дивизия с 8-й гвардейской танковой бригадой захватила Каменку и продвигалась на Боковскую, громя тылы 9-й пехотной дивизии румын, 21-я кавалерийская дивизия, нанося удары по тылам 9-й и 11-й пехотных дивизий румын, подошла к Нижнему Максаю, но затем была повернута на юг с задачей выйти в район Чернышевской и юго-восточнее. 55-я кавалерийская дивизия 8-го кавалерийского корпуса вела бои с частями 22-й танковой дивизии немцев в районе Бол. Донщинки. 124-я стрелковая дивизия штурмом захватила Верхне-Фомихинский и продолжала наступать на восток для соединения с частями 21-й армии.

Красноармейский гужевой обоз, 1942 г.

В ночь на 23 ноября части 96 и 63-й стрелковых дивизий заняли высоту 131,5 и Избушенский. После этого группировка противника в районе Базковского, Распопинской, Белосоина оказалась в полном окружении. В кольце стрелковых соединений 21-й и 5-й танковой армий находились дивизии 4-го и 5-го румынских корпусов (5, 6, 13, 14-я и 15-я пехотные дивизии). В ту же ночь, с 22 на 23 ноября, южнее Головского капитулировала часть сил из окружённой группировки. К 3 час. 00 мин. противник был выбит из Базковского, Белосоина, но продолжал оказывать сопротивление в Распопинской, неоднократно переходя в контратаки.

Погрузка раненых на самолеты «У-2» в «крыльевые носилки»

Сталинградский фронт . Рано утром 22 ноября 38-я стрелковая дивизия, понёсшая в двухдневных боях значительные потери, была сменена 36-й гвардейской стрелковой дивизией, которая перешла в энергичное наступление и к исходу дня овладела балкой Караватка. 204-я стрелковая дивизия захватила Ягодный. Части 57-й армии заняли Нариман и Гавриловку.

Части 4-го механизированного корпуса, выйдя в район Верхне-Царицынский, Зеты, продолжали с боями продвигаться навстречу войскам 5-й танковой армии генерала П. Л. Романенко. Днём 22 ноября они с боем овладели ст. Кривомузгинская и хутором Советский. В это время другие соединения Сталинградского фронта — 51-й армии и 4-го кавалерийского корпуса, наступавшие на внешнем фланге окружения группировки противника, продвигались в направлении Котельниково.

Разрушенное немецкой бомбежкой здание в Сталинграде. 1942 г.

Войска 64-й армии закрепились на восточном берегу балки Караватка, а войска 57-й армии — на рубеже юго-восточнее с. Цыбенко, с. Ракотино и юго-западнее хутора Береславский. К исходу 22 ноября соединения этих армий охватывали сталинградскую группировку противника с юга и юго-запада на рубеже 64-я армия — с. Елхи, хутор Попов, балка Караватка; 57-я армия — по юго-западному берегу р. Червленая.

Войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов разделяло расстояние всего в 10—15 км после выхода 26-го и 4-го танковых корпусов в район Калача, а 4-го механизированного корпуса — в район Советского. Противник бросил из-под Сталинграда к Калачу и Советскому 24-ю и 16-ю танковые дивизии, пытаясь не допустить соединения войск Юго-Западного и Сталинградского фронтов. Наступающие войска стойко отражали все контратаки врага.

Красноармейцы в уличном бою

Группа армий «Б». Паулюс 22 ноября в 18 часов радировал в штаб группы армий «Б»: «Армия окружена… Запасы горючего скоро кончатся, танки и тяжёлое оружие в этом случае будут неподвижны. Положение с боеприпасами критическое. Продовольствия хватит на 6 дней». Паулюс просил дать ему свободу в решении оставить Сталинград. Гитлер немедленно отреагировал на эту попытку Паулюса. Он ответил: «6-й армии занять круговую оборону и выжидать деблокирующего наступления извне».

Разрушения в районе вокзала в Сталинграде 1942 г.

1943 г. 

Пятихатская операция. В ходе битвы за Днепр. Советские войска правого крыла фронта прорвали оборону немецкой группы армий «Юг», продвинулись в глубину до 100 километров на фронте от 100 до 30 километров, превратили плацдарм южнее Кременчуга в стратегический и заняли глубокое охватывающее положение для кировоградской и днепропетровской группировок противника. После ввода в бой значительных резервов немецким войскам удалось остановить советское наступление в ожесточенных встречных сражениях.

Группа советских офицеров-артиллеристов

1944 г. 

В течение 22 ноября в Венгрии наши войска с боями заняли населённые пункты Егерсолат, Дьендешороси, Дьенде штарьян, Пюшпеки, Надь-Реде, Хевиз Дьерк.

Тяжелый германский транспортный самолет, один из крупнейших в мире, захваченный на аэродроме в Венгрии

1963 г. 

Убийство 35-го президента США Джона Кеннеди. 22 ноября 1963 года в Далласе (штат Техас) в 12:30 по местному времени. Кеннеди был смертельно ранен выстрелом из винтовки, когда он вместе со своей женой Жаклин ехал в президентском кортеже по Элм-Стрит. В январе 1961 года участник Второй Мировой войны, бывший командир торпедного катера Джон Кеннеди был избран президентом США, став самым молодым главой государства за всю историю страны. Многим импонировали его решительность, уровень интеллекта и остроумие. В первые месяцы пребывания в Белом доме Кеннеди пытался «сдвинуть страну с места» и провести некоторые инициативы, но реформы были блокированы консервативным большинством в Конгрессе. Все же Кеннеди удалось провести ряд законов и изменить ситуацию в стране. Внешняя политика Кеннеди, как и Эйзенхауэра, основывалась на представлении о коммунистической угрозе, и между СССР и США ещё сохранялось состояние «холодной войны». Напряжённость в советско-американских отношениях спала только в 1963 году, когда был подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия. В убийстве подозревался 24-летний Ли Харви Освальд, бывший морской пехотинец, имевший контакты как с правыми, так и с левыми группировками, организованной преступностью и федеральными службами контрразведки. Однако суд не состоялся: Освальд был вскоре также застрелен при таинственных обстоятельствах, по дороге из тюрьмы к месту следственного эксперимента. Дело до сих пор считается не раскрытым...

Встреча Никиты Хрущёва и Джона Кеннеди в 1962 г.

Подвиг Георгия Хлебникова 21 января 1944 года Военно-исторический календарь. 21 ноября